Количество публичных компаний из сферы розничной торговли будет постепенно увеличиваться

8

Компаний-ритейлеров на российском фондовом рынке не так много, как например в США или Европе. В чем причины и будет ли меняться ситуация в будущем? В конце-концов в год пандемии МосБиржа отмечала небывалый приток розничных инвесторов в связи с тенденцией снижения банковских ставок, что, наверное, отчасти говорит о том, что фондовый рынок становится интересен россиянам. Финансово грамотных людей становится больше. Стоит ли ждать от компаний сектора выхода на биржу в ближайший год/годы? Свое мнение на этот счет высказали экспеты в ходе онлайн-конференции Finam.ru «Российский ритейл: тренды и вызовы постковидной реальности».

Артем Михайлин, аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» сомневается, что на отечественном фондовом рынке когда-нибудь будет столько же публичных компаний-ритейлеров как в США и Европе просто в силу разного размера экономики и рынка. Значительную часть нашего розничного рынка также занимают западные компании из той же Европы и их акции торгуются на европейских площадках. Но в целом, эксперт ожидает, что количество публичных компаний из сферы розничной торговли будет постепенно увеличиваться. Совсем недавно прошло IPO FixPrice. Вполне возможно в средне-долгосрочной перспективе выйдут на биржу также Азбука Вкуса, Вкусвилл и новые онлайн-игроки.

Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» отмечает, что
компаний-ритейлеров много. Если добавить ИП в сегменте розничной торгвли, то добаится еще полмиллиона. Относительно не много сетей федерального или регионального уровня, а также игроков, чьи акции представлены на бирже. В принципе, это происходит по тем же причинам, почему и банков федерального уровня, которые были представлены в каждом регионе можно пересчитать по пальцам одной руки. Рентабельность бизнеса низкая, а капзатраты требуются значительные (60 — 80 млрд в год у крупной сети). Доходы населения распределены настолько неравномерно, что это может быть решающим для принятия решения об отказе от открытия в каком-то городе. Потому что нельзя придти просто магазином, надо строить /арендовать склады, автомобили, заказывать объемы у производителей (которые придется выкупать). А рынок столиц уже и так перенасыщен.

С другой стороны, комментирует эксперт, — уровень корпоративной культуры и потребности рынка мешают. Владельцы не готовы к IPO, не хотят раскрывать информацию, менять структуру управления, платить за поддержание листинга и прочее. Особенно, если у них отсутствует острая потребность в деньгах. Нужны деньги — можно не возиться с IPO, а продаться успешному конкуренту — вот решение проблемы. Рынок тоже не был готов. До недавнего времени ликвидными можно было считать 30 бумаг на бирже, на них приходилось 97% дневного торгового оборота. Какую бы долю занял условный Вкусвилл? И сколько денег он бы собрал на IPO? Попытки были, например, «Живой офис». Компания закрылась. «Обувь России»: торгуется, но посмотрите на динамику. Частные инвесторы тоже не проявляли до поры до времени интереса к таким бумагам.

Читайте:  Обзор: нефть продолжает топтаться около $50

Впрочем г-н Ващенко согласен, что сейчас настроения улучшаются, спрос на новые компании есть. Ozon, FixPrice очень хорошо разместились. За ними пойдут новые — «Вкусвилл» и другие.

Количество публичных компаний из сферы розничной торговли будет постепенно увеличиватьсяЭмма Терченко, менеджер по связям с инвесторами рассказала в ходе онлайн-конференции, что X5 Retail Group сейчас рассматривает вариант IPO своих онлайн-бизнесов, поскольку видит значительный интерес инвесторов к последним размещениям компаний сектора ритейла и e-commerce. Помимо IPO есть и другие варианты – private placement, а также привлечение стратегического партнера. IPO цифровых бизнесов X5 возможно на горизонте двух лет. В 2021 году мы планируем уже выделить эти бизнесы в отдельную компанию.

Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ» согласен с тем, что мало у нас ритейлеров на рынке, лишь федерального масштаба компании. Отчасти это продиктовано особенностями и масштабами нашей экономики, отчасти тем, как развивается и расширяется ритейл в нашей стране. «Мы зашли в рыночную экономику несравнимо позднее западных стран, что в значительной степени предопределило характер развития этой отрасли. Федералы достаточно быстро обросли соответствующими ресурсами (от материальных до административных) и их экспансия в регионы (а старт, понятно, был из центральной части России) оказался достаточно агрессивным. Только за несколько последних лет крупные федеральные сети полностью поглотили целый ряд некогда значимых региональных сетей (речь в основном уже о территориях за Уралом), попутно выкупив и мелких игроков рынка», — поясняет ситуацию эксперт.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here